Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Администрации Томской области «О внесении изменений в отдельные постановления Администрации Томской области»
Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Администрации Томской области «О внесении изменений в отдельные постановления Администрации Томской области»

Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Администрации Томской области «О внесении изменений в отдельные постановления Администрации Томской области»

Департамент по государственно-правовым вопросам и законопроектной деятельности Администрации Томской области (далее – Департамент), как уполномоченный орган в области оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Томской области, рассмотрел проект постановления Администрации Томской области «О внесении изменений в отдельные постановления Администрации Томской области» (далее – проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Департаментом по социально-экономическому развитию села Томской области (далее – Разработчик), и сообщает следующее.

В соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Томской области, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 14.03.2014 № 75а «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Томской области» (далее – Порядок проведения ОРВ), проект акта подлежит оценке регулирующего воздействия, поскольку содержит положения, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Томской области обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности, а также устанавливающие или изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Томской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (пункт 3 Порядка проведения ОРВ).

Проект акта направлен Разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.

Степень регулирующего воздействия проекта акта: средняя.

В соответствии с пунктом 7 Порядка проведения ОРВ процедура проведения оценки регулирующего воздействия включает следующие этапы:

1) размещение уведомления об обсуждении идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования;

2) разработка проекта акта, формирование сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее – сводный отчет) и их публичное обсуждение;

3) подготовка заключения Департаментом.

В соответствии с абзацем вторым пункта 6-1 Порядка проведения ОРВ в отношении проектов актов со средней степенью регулирующего воздействия оценка регулирующего воздействия проводится начиная с этапа разработки проекта акта, составления сводного отчета и их публичного обсуждения.

В целях реализации процедуры оценки регулирующего воздействия Разработчиком подготовлен текст проекта акта и сводный отчет, составленный по форме согласно приложению № 2 к Порядку проведения ОРВ. В период с 17 по 30 октября 2019 года были проведены публичные консультации посредством размещения проекта акта, сводного отчета и перечня вопросов для участников публичных консультаций на официальном интернет-портале Администрации Томской области в разделе «Открытый регион» – «Оценка регулирующего воздействия и экспертиза» – «Публичные консультации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт).

С целью качественного анализа альтернативных вариантов решения существующей проблемы Разработчик в рамках публичных консультаций письменно известил о размещении проекта акта, сводного отчета и перечня вопросов на официальном сайте органы и организации, представляющие интересы субъектов предпринимательской деятельности, а именно: Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области, Союз «Томская торгово-промышленная палата», Томское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Томское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», сельскохозяйственных товаропроизводителей Томской области.

По результатам публичных консультаций по проекту акта в адрес Разработчика поступило мнение от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области, которое было Разработчиком включено в Сводку предложений по результатам проведения публичных консультаций, размещенную в вышеуказанном разделе на официальном сайте (https://tomsk.gov.ru/rating/front/view/id/658).

 

Проблема, на решение которой направлено предлагаемое проектом акта правовое регулирование

По информации, представленной Разработчиком в сводном отчете, средний возраст эксплуатируемой техники в большинстве предприятий Томской области от 20 до 29 лет (при условии эксплуатации техники не более 10 лет). Такой износ машинно-тракторного парка приводит к большим потерям при посеве и уборке урожая, а также ведет к перерасходу горюче-смазочных материалов, семян, удобрений и т.д.

Ряд крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей региона, реализующих инвестиционные проекты, понесли затраты на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, энергонасыщенные трактора, посевные комплексы, культиваторы и прочее) в 2019 году. Так, сельскохозяйственные товаропроизводители области в целях внедрения инновационного высокотехнологического оборудования, позволяющего улучшить технологические процессы в растениеводстве (подготовка почвы, сев сельскохозяйственных культур, химическая обработка посевов и уборка зерновых и кормовых культур) приобрели оборудование для внедрения систем автономного вождения на самоходной сельскохозяйственной технике. Такое оборудование оснащено комплексами беспилотного вождения, что позволяет проводить полный цикл работ в оптимальные сроки без потери урожая.

Кроме того, высокая стоимость строительства новых ферм молочного направления не позволяет наращивать количество скотомест для увеличения молочного стада (строительство одного скотоместа современной фермы обходится порядка 500 тысяч рублей). При этом проведение строительно-монтажных работ при строительстве и модернизации объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) продлевает срок сдачи объекта и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о наличии проблем в технической оснащенности сельского хозяйства региона.

В качестве факторов, поддерживающих существование вышеуказанных проблем, Разработчик отметил несовершенное правовое регулирование порядка оказания мер государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Томской области, что приводит к неэффективному использованию бюджетных ассигнований.

В соответствии с существующими проблемами Разработчиком была выделена такая цель предлагаемого правового регулирования, как совершенствование действующей процедуры предоставления мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Томской области, в части предоставления субсидий на возмещение части затрат на обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства и на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), а также на приобретение техники и оборудования.

В качестве варианта достижения поставленной цели Разработчиком предлагается принять нормативный правовой акт, которым вносятся изменения в постановление Администрации Томской области от 21.05.2019 № 184а «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат
на обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства» (далее – Постановление № 184а) и постановление Администрации Томской области от 21.05.2019 № 185а «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидии» (далее – Постановление № 185а).

Вариант решения проблемы, предложенный Разработчиком, является наиболее предпочтительным, поскольку в соответствии со статьей 5 Закона Томской области от 13 апреля 2006 года № 75-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Томской области» нормотворческие полномочия в сфере развития сельского хозяйства (в том числе установление порядков и условий предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства) отнесены к компетенции Администрации Томской области. В этой связи такие варианты достижения поставленных целей, как замена регулирования информационными, организационными или иными способами, невмешательство и саморегулирование, неприемлемы.

По данным, представленным Разработчиком, предлагаемый проект акта затронет интересы более 12 сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Считаем, что к указанному перечню участников предполагаемого правового регулирования также можно отнести исполнительные органы государственной власти Томской области в регулируемой сфере деятельности.

При подготовке проекта акта и сводного отчета немаловажное значение имеет тот факт, что Разработчиком был изучен опыт решения аналогичных проблем в других субъектах Российской Федерации. В частности, по данным Разработчика, нормативные правовые акты, регулирующие вопросы предоставления рассматриваемых видов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, приняты в Свердловской и Липецкой областях, Алтайском крае, Республике Тыва. Изучение опыта других регионов позволило Разработчику оценить альтернативные варианты решения обозначенных им проблем и выбрать предпочтительный вариант правового регулирования для Томской области.

 

Анализ предлагаемого правового регулирования

Проект акта подготовлен Разработчиком в рамках реализации Закона Томской области от 13 апреля 2006 года № 75-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Томской области» и подпрограммы «Развитие сельскохозяйственного производства в Томской области» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 12.12.2014 № 485а.

Проектом акта предусмотрено внесение изменений в Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства, утвержденный Постановлением № 184а (далее – Порядок № 1) и Порядок предоставления субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидии, утвержденный Постановлением № 185а (далее – Порядок № 2).

В ходе оценки регулирующего воздействия Департаментом установлено, что проектом акта предлагается следующее:

1. Порядок №1 и Порядок № 2 приводятся в соответствие с Общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 (в ред. от 12.09.2019). Так, проектом акта уточняется цель предоставления указанных субсидий, требования к отчетности о достижении показателей результативности, устанавливается результат предоставления субсидий, предусмотренный государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 12.12.2014 № 485а.

Кроме того, приложениями к проекту акта устанавливается форма отчета о достижении результата, показателя результата. В наименовании такой формы определено, что отчет предоставляется по состоянию на 31 декабря соответствующего года. При этом во втором столбце рассматриваемой формы отчета предусмотрено, что плановое значение результата, показателей результата указывается на текущий год.

Однако, в подпункте 17) пункта 1 и подпункте 10) пункта 2 проекта акта, определено, что получатели субсидий представляют Разработчику не позднее 1 февраля года, следующего за годом, в котором была получена субсидия, отчет о достижении результата, показателя результата.

В связи с тем, что отчет предоставляется получателем субсидии за год, в котором была получена субсидия, предлагаем Разработчику во втором столбце формы отчета о достижении результата, показателя результата слова «за текущий год» исключить.

2. В связи с проведением уборочной кампании, которая длилась до середины октября, а также невозможностью оформления необходимых документов для предоставления субсидии проектом акта продлевается до 10 декабря текущего года срок подачи документов для получения субсидий, предусмотренных Порядком № 1 и Порядком № 2.

Продление срока предоставления документов для получения субсидий позволит возместить часть затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей и простимулирует их подготовиться к весенне-полевым работам, тем самым повысит общую производительность.

3. Проектом акта предлагается Порядок № 1 дополнить новым направлением «на возмещение части затрат по внесению платежей по договорам финансовой  аренды (лизинга), заключенным в 2019 году, на срок не менее 5 лет на приобретение оборудования для посева и загрузки семян сельскохозяйственных культур».

По информации Разработчика, данное оборудование для посева и загрузки семян сельскохозяйственных культур является высокотехнологичным и эффективным, так как выполняет предпосевную обработку почвы, рядовой посев с внесением удобрений за один технологический цикл, обеспечивает точность высева семян на полях, обладает высокой производительностью 180-200 га в сутки, что сокращает время посева и потери урожая. Указанное оборудование приобретается сельскохозяйственными товаропроизводителями в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве в реализации пилотного проекта, заключенного между сельскохозяйственными товаропроизводителями Томской области и акционерным обществом «Когнитив».

4. Проектом акта виды сельскохозяйственной техники и оборудования на возмещение части затрат которых предоставляется субсидия, приведенные в приложении № 1 к Порядку №1, дополнить оборудованием для внедрения систем автономного вождения на самоходной сельскохозяйственной технике.

Такое оборудование, по информации Разработчика, оснащено комплексами беспилотного вождения, что позволяет проводить полный цикл работ в оптимальные сроки без потери урожая.

Разработчик указывает, что дополнительные финансовые затраты, связанных с введением предлагаемого правового регулирования, потребуется в размере 106,02 млн. руб.

По информации Разработчика, исходя из расчета, что среднемесячная заработная плата работников организаций агропромышленного комплекса Томской области за 2018 год составила 31201,20 руб. (данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области), среднее количество рабочих часов в месяце – 168 часов, а на подготовку и предоставление документов для получения рассматриваемых субсидий может быть затрачено в среднем 72 человеко-часов, затраты заявителя ориентировочно составят 13371,94 рублей. Принимая во внимание, что, подготовка и предоставление документов, необходимых для получения субсидий, будет осуществляться сельскохозяйственными товаропроизводителями в рамках осуществления их текущих обязанностей, вероятно указанные затраты для субъектов предпринимательской деятельности не будут избыточны.

Для проведения последующей оценки фактического воздействия предлагаемого правового регулирования Разработчик в целях достижения предлагаемого правового регулирования указан такие индикаторы, как как коэффициент обновления зерноуборочных комбайнов (2019 – 2,8%, 2020 – 2,8 %), коэффициент обновления кормоуборочных комбайнов (2019 – 3,1%, 2020 – 3,1 %), коэффициент обновления тракторов (2019 – 1,8%, 2020 – 1,8%), поголовье молочных коров (2019 – 18,1 тыс. голов, 2020 – 18,2 тыс. голов). Полагаем, что предложенные Разработчиком индикаторы позволит в достаточном объеме по истечении определенного времени оценить эффективность предложенного правового регулирования.

 

Выводы по результатам оценки регулирующего воздействия проекта акта

По результатам оценки регулирующего воздействия считаем, что наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, является своевременным и обоснованным.

Проект акта не содержит положений, вводящих избыточные обязанности, запреты, ограничения для субъектов предпринимательской деятельности, или способствующих их введению, а также способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности или способствующих возникновению необоснованных расходов областного бюджета.

На основании вышеизложенного, Департамент делает вывод о полном соблюдении Разработчиком установленного порядка проведения оценки регулирующего воздействия в Томской области и о достаточности оснований для принятия решения о введении предлагаемого Разработчиком варианта правового регулирования при условии учета замечания, изложенного в настоящем заключении.

 

Начальник департамента                                                               Р.С.Радзивил

 

 

Ирина Евгеньевна Войко

8 (382-2) 510-884

voykoie@tomsk.gov.ru