Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Законодательной Думы Томской области «Об оказании имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»
Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Законодательной Думы Томской области «Об оказании имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»

Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Законодательной Думы Томской области «Об оказании имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»

Департамент по государственно-правовым вопросам и законопроектной деятельности Администрации Томской области (далее – Департамент), как уполномоченный орган в области оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Томской области, рассмотрел проект постановления Законодательной  Думы Томской области «Об оказании имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее – проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области (далее – Разработчик), и сообщает следующее.

В соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Томской области, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 14.03.2014 № 75а «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Томской области» (далее – Порядок проведения ОРВ), проект акта подлежит оценке регулирующего воздействия, поскольку содержит положения, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Томской области обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности, а также устанавливающие или изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Томской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (пункт 3 Порядка проведения ОРВ).

Проект акта направлен Разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.

Степень регулирующего воздействия проекта акта: высокая.

В соответствии с пунктом 7 Порядка проведения ОРВ процедура проведения оценки регулирующего воздействия включает следующие этапы:

1) размещение уведомления об обсуждении идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования;

2) разработка проекта акта, формирование сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее – сводный отчет) и их публичное обсуждение;

3) подготовка заключения Департаментом.

В целях реализации 1 этапа в октябре 2019 года проводилось обсуждение идеи (концепции) на заседании рабочей группы по вопросам оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Томской области. Сводка предложений по итогам обсуждения идеи (концепции) Разработчиком не формировалась. Разработчиком составлен протокол заседания рабочей группы.

В соответствии с абзацем вторым пункта 6-1 Порядка проведения ОРВ в отношении проектов актов со средней степенью регулирующего воздействия оценка регулирующего воздействия проводится, начиная с этапа разработки проекта акта, составления сводного отчета и их публичного обсуждения.

В целях реализации процедуры оценки регулирующего воздействия Разработчиком подготовлен текст проекта акта и сводный отчет, составленный  по форме согласно приложению № 2 к Порядку проведения ОРВ. В период с 17 октября по 14 ноября 2019 года были проведены публичные консультации посредством размещения проекта акта, сводного отчета и перечня вопросов для участников публичных консультаций на официальном интернет-портале Администрации Томской области в разделе «Открытый регион» – «Оценка регулирующего воздействия и экспертиза» – «Публичные консультации»  в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт).

С целью качественного анализа альтернативных вариантов решения существующей проблемы Разработчик в рамках публичных консультаций письменно известил о размещении проекта акта, сводного отчета и перечня вопросов на официальном сайте органы и организации, представляющие интересы субъектов предпринимательской деятельности, а именно: Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области, Союз «Томская торгово-промышленная палата», Союз по содействию решению производственных, социальных, правовых проблем «МПО работодателей Томской области», Томское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Томское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», ООО «Центр аддитивных технологий», Департамент по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области.

По результатам публичных консультаций по проекту акта в адрес Разработчика поступили замечание и мнения от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области, Департамента по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области, ООО «Центр аддитивных технологий», которые были Разработчиком проанализированы и включены в Сводку предложений по результатам проведения публичных консультаций, размещенную в вышеуказанном разделе на официальном сайте (https://tomsk.gov.ru/rating/front/view/id/657).

 

Проблема, на решение которой направлено предлагаемое проектом акта правовое регулирование

По информации, представленной Разработчиком, им изучена региональная практика регулирования отношений, связанных с предоставлением имущества  в аренду субъектам МСП, а также собрано, проанализировано и обобщено мнение исполнительных органов государственной власти Томской области, некоммерческих организаций к сфере деятельности которых относятся вопросы, необходимые для разработки рассматриваемого механизма.

По результатам проведенной работы выявлена проблема несовершенства существующего в Томской области механизма предоставления государственного имущества Томской области в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений).

Кроме того, имущество, включенное в перечень государственного имущества Томской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) (далее - Перечень), на сегодняшний день является не востребованным в связи с отсутствием установленных льгот по арендной плате для субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) при предоставлении такого имущества в аренду. Действующее постановление Государственной Думы Томской области от 29.04.2010 № 3203 «Об оказании имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Томской области» (далее – Постановление 3203) не предусматривает льгот по арендной плате для субъектов МСП при предоставлении государственного имущества Томской области в аренду. Данная проблема влечет за собой отсутствие заинтересованности со стороны потенциальных арендаторов - субъектов МСП.

В связи с чем, бюджет Томской области недополучает денежные средства от сдачи в аренду неиспользуемого имущества, включенного в Перечень, затруднен механизм оказания имущественной поддержки субъектам МСП.

В качестве факторов, поддерживающих существование выше указанной проблемы, Разработчик отметил:

- отсутствие инициативы субъектов предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности по получению государственной имущественной поддержки;

- неудовлетворительное состояние государственного имущества Томской области.

Кроме того, к причинам возникновения проблемы Разработчик отнес изменения социально-экономической обстановки на территории Томской области.

В соответствии с существующей проблемой Разработчиком были выделены такие цели предлагаемого правового регулирования, как приведение действующего правового регулирования Томской области в соответствие с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Томской области от 5 декабря 2008 года № 249-03 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области», совершенствование механизма оказания имущественной поддержки субъектам МСП.

В качестве варианта достижения поставленных целей предлагается принять нормативный правовой акт, определяющий порядок оказания имущественной поддержки субъектам МСП, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМП.

Вариант решения проблемы, предложенный Разработчиком, является наиболее предпочтительным, поскольку в соответствии со статьей 13 Закона Томской области от 5 декабря 2008 года № 249-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области», порядок формирования, ведения, обязательного опубликования Перечня, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся сельскохозяйственными кооперативами или занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в этот перечень государственного имущества Томской области устанавливаются постановлением Законодательной Думы Томской области. В этой связи такие варианты достижения поставленных целей, как замена регулирования информационными, организационными или иными способами, невмешательство и саморегулирование, неприемлемы.

Как указано Разработчиком в сводном отчете 30000 субъектов МСП заинтересованы в решении указанной  проблемы. Считаем, что к указанному перечню участников предполагаемого правового регулирования также можно отнести исполнительные органы государственной власти Томской области в регулируемой сфере деятельности и организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

При подготовке проекта акта и сводного отчета немаловажное значение имеет тот факт, что Разработчиком был изучен опыт решения аналогичных проблем в других субъектах Российской Федерации.  Аналогичный предлагаемому проектом опыт правового регулирования отношений по предоставлению государственного имущества субъектам МСП имеется в Новосибирской области, Мурманской области, Сахалинской области. Изучение опыта других регионов позволило Разработчику оценить альтернативные варианты решения обозначенных им проблем и выбрать предпочтительный вариант правового регулирования для Томской области.

 

Анализ предлагаемого правового регулирования

Основным нормативным правовым актом, определяющим правовые и организационные основы государственной политики в сфере оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), является Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ).

Согласно статье 18 Федерального закона № 209-ФЗ порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов МСП), а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов МСП, являющихся сельскохозяйственными кооперативами или занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации приоритетными видами деятельности) включенного в них государственного имущества устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абзацами вторым, третьим части 3 статьи 13 Закона Томской области от 5 декабря 2008 года № 249-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области» перечень государственного имущества Томской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), утверждается постановлением Администрации Томской области. Государственное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственным унитарным предприятием, на праве оперативного управления за государственным учреждением, может быть включено в Перечень в порядке, установленном частью 3 статьи 13 Закона Томской области от 5 декабря 2008 года № 249-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области», по предложению указанных предприятия или учреждения и с согласия исполнительного органа государственной власти Томской области, уполномоченного на согласование сделки с соответствующим имуществом, в целях предоставления такого имущества во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования Перечня, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся сельскохозяйственными кооперативами или занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в этот Перечень государственного имущества Томской области устанавливаются постановлением Законодательной Думы Томской области.

Во исполнение указанных федеральных и региональных норм в Томской области было принято Постановление № 3203, целью принятия которого была регламентация предоставления имущественной поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП в Томской области.

Постановление № 3203 принято более 8 лет назад, за указанный период изменилось действующее законодательство и вопрос приведения нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством является актуальным.

Кроме того, во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р, которым утверждены целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации принято Распоряжение Администрации Томской области от 01.03.2017 № 121-ра «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Внедрение в Томской области целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» утверждена дорожная карта по внедрению целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства», согласно которой необходимо увеличивать на 10% ежегодно количество объектов в перечне государственного имущества,  и долю предоставления субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, объектов недвижимости, включенных в перечни государственного имущества.

Проект акта подготовлен с целью создания эффективного механизма оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствие с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Томской области от 5 декабря 2008 года № 249-03 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области».

По информации Разработчика, при разработке проекта акта  Разработчиком учитывались Методические рекомендации по оказанию имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденные решением Совета директоров АО «Корпорация «МСП» от 17.04.2017 (с учетом изменений, внесенных решением Совета директоров АО «Корпорация «МСП», от 29.01.2019).

Указанными Методическими  рекомендациями также направлены примерные формы Порядка формирования, ведения, ежегодного дополнения и опубликования перечня государственного имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП и Положения о порядке и условиях распоряжения имуществом, включенным в перечень государственного имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам МСП  и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, которые тоже были учтены Разработчиком.

В ходе оценки регулирующего воздействия Департаментом установлено, что проектом акта предлагается:

установить порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня государственного имущества Томской области, свободного от прав третьих лиц;

установить порядок и условия предоставления в аренду государственного имущества Томской области субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

признать утратившим силу Постановление № 3203.

Проектом акта утверждены:

1) Порядок формирования, ведения и обязательного опубликования перечня государственного имущества Томской области, свободного от прав третьих лиц (приложение № 1 к проекту акта) (далее – Порядок формирования перечня), которым определены правила  формирования, ведения и обязательного опубликования Перечня, в том числе:

– цели создания и основные принципы формирования, ведения, обязательного опубликования Перечня;

– исполнительный орган государственной власти Томской области, ответственный за формирование и ведение Перечня (в том числе форма Перечня согласно приложению № 1 к Порядку формирования перечня);

– опубликование Перечня и предоставление сведений об имуществе, сведения о котором включены в Перечень;

– в приложении № 2 к Порядку формирования перечня определены виды имущества, которое используется для формирования Перечня.

Вместе с тем постановлением Администрации Томской области от 19.05.2009 № 92а «Об утверждении перечня государственного имущества Томской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства)»  утвержден Перечень государственного имущества Томской области. Полагаем, что в указанное постановление потребуется внести изменение после принятия рассматриваемого проекта акта, так как  действующая форма Перечня не соответствует форме Перечня в приложении № 1 к Порядку формирования перечня к проекту рассматриваемого акта.

2) Порядок и условия предоставления в аренду государственного имущества Томской области, субъектам МСП, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП (далее – Порядок предоставления государственного имущества) (приложение № 2 к проекту акта), включающий:

– общие положения;

‑ особенности предоставления имущества (за исключением земельных участков), включенного в Перечень;

‑ установление льгот по арендной плате за имущество (за исключением земельных участков), включенного в Перечень;

‑ порядок предоставления земельных участков, включенных в Перечень, льготы по арендной плате за указанные земельные участки.

В приложении к Порядку предоставления государственного имущества определен перечень социально значимых для Томской области видов деятельности, принятый в целях оказания имущественной поддержки субъектам МСП, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, на льготных условиях.

Дополнительная обязанность, установленная проектом акта для субъектов МСП, по обязательному наличию подготовленного в установленном законодательством  Российской Федерации порядке обоснования предоставления государственного имущества Томской области, включенного в Перечень, в аренду субъектам МСП (предоставление обращения с приложением документов, предусмотренных Законом Томской области от 9 июля 2019 года № 70-ОЗ  «О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование»).

По информации Разработчика, исходя из расчета, что среднемесячная заработная плата в Томской области за июль 2019 составила 41 460,5 руб. (данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области), среднее количество рабочих часов в месяце – 168 часов, а на подготовку и предоставление документов для заключения договора может быть затрачено в среднем 3 человеко-часа, затраты заявителя ориентировочно составят 740,37 рублей. Принимая во внимание, что подготовка и предоставление документов, необходимых для заключения договора аренды государственного имущества Томской области будет осуществляться заявителями в рамках осуществления их текущих обязанностей, следовательно, указанные затраты для субъектов предпринимательской деятельности не будут избыточны.

Разработчик в сводном отчете указывает, что сведения о дополнительных расходах (доходах) областного бюджета, связанных с введением предлагаемого  правового регулирования не определены.  Вместе с тем пункте 8.4 указывает, что дополнительные расходы потребуются на проведение оценки рыночной стоимости государственного имущества Томской области, рыночной стоимости размера арендной платы, доходы областного бюджета ‑  арендная плата.

Риски неблагоприятных последствий применения предлагаемого правового регулирования отсутствуют.

Необходимость установления переходного периода и (или) отсрочки введения предлагаемого правового регулирования отсутствует.

Необходимость распространения предлагаемого правового регулирования

на ранее возникшие отношения Разработчиком не установлена.

В качестве индикатора достижения целей предлагаемого правового регулирования Разработчик указал предоставление субъектам МСП имущества по льготной арендной плате (количество договоров аренды государственного имущества Томской области, заключенных с субъектами СМП).

Считаем, что к индикаторам достижения целей предлагаемого правового регулирования можно отнести количество объектов в перечне государственного имущества (на конец каждого года).

Полагаем, что предложенные индикаторы позволят по истечении определенного времени оценить эффективность предложенного правового регулирования.

Однако к проекту акта у Департамента имеются замечание следующего содержания:

1) Пунктом 9 Порядка предоставления государственного имущества (приложение № 2 к проекту акта) предусмотрено, что для заключения договора аренды имущества без проведения торгов заявитель подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении имущества в аренду без проведения торгов по форме и с приложением документов, предусмотренных Законом Томской области от 9 июля 2019 года № 70-ОЗ «О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование» и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами. 

Полагаем, что согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, указанный пункт содержит такой коррупциогенный фактор, как «наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права»,  выражающийся в установлении неопределенных требований». Считаем, что следует в пункте 9 Порядка предоставления государственного имущества указать документы, необходимые для предоставления в уполномоченный орган в соответствии с Законом Томской области от 9 июля 2019 года № 70-ОЗ «О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование», а также конкретизировать подзаконные акты, принятые в соответствии с ним.

Выводы по результатам оценки регулирующего воздействия проекта акта

По результатам оценки регулирующего воздействия считаем, что наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, является своевременным и обоснованным.

Проект акта не содержит положений, вводящих избыточные обязанности, запреты, ограничения для субъектов предпринимательской деятельности, или способствующих их введению, а также способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности или способствующих возникновению необоснованных расходов областного бюджета.

На основании вышеизложенного, Департамент делает вывод о достаточности оснований для принятия решения о введении предлагаемого Разработчиком варианта правового регулирования при условии учета замечания, изложенного в настоящем заключении.

 

Начальник департамента                                                                 Р.С.Радзивил

Олеся Леонидовна Амантаева

8 (382-2) 510-392

amantaevaol@tomsk.gov.ru