Официальная публикация распоряжения:
№160
Дата утверждения: 24.10.2017 00:00:00 Дата публикации: 25.10.2017 00:00:00

Административный регламент исполнения Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора

Административный регламент

исполнения Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящий Административный регламент исполнения Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области государственной функции (далее - Административный регламент) по осуществлению регионального государственного экологического надзора на территории Томской области устанавливает сроки, порядок и последовательность административных процедур (действий), а также порядок взаимодействия с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, требования к порядку исполнения государственной функции, порядок осуществления контроля за исполнением государственной функции и досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. 

 

Вид регионального государственного экологического надзора

 

2. Виды регионального государственного экологического надзора, осуществляемого Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области:

государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

государственный надзор в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов, биологических отходов, медицинских отходов);

государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору;

государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;

государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, за исключением государственных природных зоологических заказников областного значения, положениями о которых предусмотрена охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания.

 

Наименование органа, осуществляющего региональный государственный экологический надзор

 

3.  Региональный государственный экологический надзор осуществляет Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее - Департамент).

 

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного экологического надзора

 

4. Региональный государственный экологический надзор осуществляется Департаментом в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Конституция Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Водный кодекс Российской Федерации;

Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»;

Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;    

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

«Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ);

Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов»;

Постановление Правительства Российской Федерации 10.01.2009 № 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде»; 

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»;

 Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 564 «Об утверждении Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах»;

Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 № 323 «О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия»;

Постановление Правительства Российской Федерации 17.08.2016 № 806 «О применении риск - ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

Постановление Правительства Российской Федерации 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения»;

Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 724-р;

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Приказ МПР России от 06.02.2008 № 30 «Об утверждении форм и Порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями»;

Приказ Минприроды России от 13.04.2009 № 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства»;

Приказ Минприроды России от 08.07.2009 № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества»;

Приказ Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды»;

Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;

Приказом Минприроды России от 14.09.2011 № 755 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Томской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»;

Закон Томской области от 12 сентября 2003 года № 116-ОЗ «О недропользовании на территории Томской области»;

Закон Томской области от 12 августа 2005 года № 134-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Томской области»;

Закон Томской области от 12 января 2007 года № 21-ОЗ «Об охране атмосферного воздуха на территории Томской области»;

Закон Томской области от 10 июля 2007 года № 134-ОЗ «Об охране окружающей среды в Томской области»;

Закон Томской области от 12 августа 2008 года № 168-ОЗ «О регулировании отдельных водных отношений, связанных с использованием и охраной поверхностных водных объектов, на территории Томской области»;

Постановление Администрации Томской области от 23.01.2006 № 2а «Об утверждении Положения о порядке оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр»;

Постановление Администрации Томской области от 30.10.2006 № 130а «О региональном кадастре отходов производства и потребления»;

Постановление Администрации Томской области от 19.05.2014 № 175а «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Томской области»;

Распоряжение Администрации Томской области от 20.06.2012 № 563-ра «О перечне должностных лиц Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, осуществляющих региональный государственный экологический надзор»;

Постановление Губернатора Томской области от 23.11.2007 № 153 «Об утверждении Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области»;

        Приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 21.07.2017 № 111 «Об утверждении Порядка оформления заданий, а также результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении регионального государственного экологического надзора»; 

Приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 22.07.2016 № 91 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору»;

настоящим Административным регламентом.

 

Предмет регионального государственного экологического надзора

 

5. Предметом регионального государственного экологического надзора является соблюдение органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели) требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Томской области и иными нормативными правовыми актами Томской области в области охраны окружающей среды.

6. В отношении граждан региональный государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с пунктом 11 Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 19.05.2014 № 175а.

6-1. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок органов местного самоуправления, применяются положения статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

7. При организации и осуществлении регионального государственного экологического надзора применяется риск - ориентированный подход в соответствии с положениями статьи 8.1 Федерального закона   № 294-ФЗ.  

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

 

Порядок информирования об осуществлении регионального государственного экологического надзора

 

8. Информирование об осуществлении регионального государственного экологического надзора осуществляется посредством размещения информации:

 на официальном сайте Департамента;

в федеральной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

при проведении личного приема граждан;

по номерам телефонов должностных лиц Департамента (сведения о местонахождении, контактных телефонах сотрудников территориальных отделов Департамента, исполняющих государственную функцию, указаны на официальном сайте Департамента https://depnature.tomsk.gov.ru);

в ответах на письменные обращения.

9. На официальном сайте Департамента размещается следующая информация:

1)  место нахождения Департамента: 634034, г. Томск, пр. Кирова, 14, каб. №№ 22, 23, 24, 25, 26, 27, 30, 32, 35, 60;

2)  номер телефона приемной: (3822) 90-38-40;

3)  номер факса: (3822) 56-36-46;

4) номера телефонов комитета государственного экологического надзора (далее - Комитет): (3822) 90-38-50, 90-38-64; 90-37-94, 90-37-92, 90-37-93

5) адрес официального сайта Департамента: https://depnature.tomsk.gov.ru;

6)   адрес электронной почты: sec@green.tsu.ru;

7)   график работы Департамента:

понедельник, вторник, среда, четверг - с 08.00 до 17.00, пятница - с 08.00 до 16.00;

перерыв для отдыха и питания - с 12.12 до 13.00;

суббота, воскресенье - выходные дни.

8) наименования структурных подразделений Департамента; телефоны сотрудников структурных подразделений Департамента.

9) информация о порядке осуществления регионального государственного экологического надзора;

10) перечень нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления регионального государственного экологического надзора;

11) утвержденный Департаментом перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзора.

10. Консультации по вопросам осуществления регионального государственного экологического надзора предоставляются:

по письменным обращениям (на бумажном носителе или в форме электронного документа);

по телефону (3822) 90-37-94;

на личном приеме.

Консультации предоставляются без взимания платы.

11. Письменные обращения регистрируются в день поступления и рассматриваются должностным лицом Департамента в тридцатидневный срок со дня их регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

12. При ответах на телефонные звонки и устные обращения должностные лица Департамента информируют обратившегося гражданина по вопросам осуществления регионального государственного экологического надзора или сообщают номер телефона компетентного должностного лица Департамента, а также о фамилии, имени, отчестве (последнее - при наличии), должности должностного лица Департамента, принявшего телефонный звонок.

13. Консультирование на личном приеме осуществляется должностными лицами Департамента по месту нахождения Департамента в соответствии с графиком работы Департамента.

 

 Срок осуществления регионального государственного экологического надзора

 

 14. Общий срок осуществления регионального государственного экологического надзора составляет не более семьдесят рабочих дней и начинает исчисляться:

при организации проведения плановой проверки со дня начала разработки проекта распоряжения до начала ее проведения;

 при организации проведения внеплановой проверки со дня возникновения основания, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, за исключением:

случая, предусмотренного частью 5 статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ, когда срок осуществления регионального государственного экологического надзора начинает исчисляться со дня начала проведения мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

случая, предусмотренного частью 2 статьи 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ, когда срок осуществления регионального государственного экологического надзора начинает исчисляться со дня начала проведения планового (рейдового) осмотра, обследования особо охраняемых природных территорий согласно плановому (рейдовому) заданию на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования;

случая поступления в Департамент обращения или заявления о фактах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, и при наличии у должностного лица Комитета обоснованных сомнений в авторстве обращения, когда срок осуществления регионального государственного экологического надзора начинает исчисляться со дня поступления такого обращения или заявления в Департамент;

случая отсутствия достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, когда срок осуществления регионального государственного экологического надзора начинает исчисляться со дня поступления обращения, заявления или информации о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, в Департамент.

 

3. СОСТАВ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР (ДЕЙСТВИЙ),

ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

     

15. Осуществление регионального государственного экологического надзора включает следующие административные процедуры:

1) подготовка к проведению проверки;

2) проведение проверки.

16. Должностные лица Департамента при проведении проверки должны соблюдать ограничения, установленные статьей 15 Федерального закона № 294-ФЗ.

17. Блок-схема последовательности действий при осуществлении Департаментом  регионального государственного экологического надзора приведена в приложении к настоящему Административному регламенту                

 

Подготовка к проведению проверки

 

18. Основанием для начала административной процедуры по подготовке к проведению плановой проверки является наличие утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

19. Основанием для начала административной процедуры по подготовке к проведению внеплановой проверки является любое основание из перечисленных в части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

В случае, предусмотренном частью 2 статьи 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ, основанием для начала административной процедуры по подготовке к проведению внеплановой проверки будет являться наличие задания на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

 20. В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Департамент в лице государственных инспекторов Томской области в области охраны окружающей среды (далее - государственные инспекторы) осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с программой профилактики нарушений, ежегодно утверждаемой распоряжением Департамента не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения указанных мероприятий.

Составление программы профилактики нарушений ежегодно осуществляет должностное лицо Комитета не позднее 1 декабря года, предшествующего году проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований. Составленная указанным лицом программа визируется заместителем начальника Департамента - председателем комитета государственного экологического надзора (далее - председатель Комитета) и передается начальнику Департамента не позднее 10 декабря года, предшествующего году проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.

21. Подготовка к проведению проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется государственными инспекторами в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ.

21-1. Рассмотрение обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, осуществляется должностными лицами Департамента с учетом особенностей, установленных частями 3 - 3.4 указанной статьи.

21-2. При возникновении обоснованных сомнений в авторстве обращения в случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо Комитета в течение трех рабочих дней со дня поступления обращения в Департамент принимает одну или несколько мер по установлению обратившегося лица:

направление обратившемуся лицу сообщения по указанным в обращении данным посредством доступных средств связи с просьбой идентифицировать свою личность и факт обращения;

проверка указанных в обращении или заявлении персональных данных обратившегося лица (фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и иных данных) при помощи информационно-справочных систем, государственных информационных систем, межведомственного информационного взаимодействия;

изучение имеющихся в распоряжении Департамента документов, позволяющих идентифицировать обратившееся лицо.

21-3. Предварительная проверка поступившей в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ информации проводится государственными инспекторами в срок не более тридцати календарных дней со дня поступления обращения, заявления или информации. По решению начальника Департамента, председателя Комитета предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после ее начала выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

21-4. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, государственный инспектор в течение трех рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ и передает для визирования председателю Комитета. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

Мотивированное представление на имя председателя Комитета составляется в виде письменного документа, в котором указывается:

1)  дата составления представления;

2) сведения о результатах предварительной проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере, о лицах, допустивших указанные нарушения, о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ;

3) наличие основания для проведения внеплановой проверки из числа указанных в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ;

4)  фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и должность лица, проводившего предварительную проверку.

5) подпись должностного лица, проводившего предварительную проверку.

21-5.  В случае получения в ходе предварительной проверки сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований, указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ, Департамент направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166).

22. Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся государственными инспекторами в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

         23. Оформление мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 21.07.2017 № 111 «Об утверждении Порядка оформления заданий, а также результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении регионального государственного экологического надзора». 

Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями осуществляются в два этапа:

1) проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (максимальный срок выполнения - в течение срока, указанного в задании на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, но не более двадцати рабочих дней);

2) оформление результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (максимальный срок выполнения - три рабочих дня со дня окончания срока проведения мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями либо в срок, не превышающий трех рабочих дней после получения протоколов результатов измерений или экспертного заключения по результатам проведенных лабораторных исследований, испытаний, экспертиз, в случае, если при проведении мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями производился отбор проб объектов окружающей среды.

24. В случае выявления в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями  фактов совершения административного правонарушения (признаков административного правонарушения), государственные инспекторы принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению правонарушения и привлечению виновных лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.  

25. В случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований, указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ, Департамент направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166.

26. В случае поступления в Департамент возражений на предостережение Департамент рассматривает такие возражения и направляет ответ юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166.

27. В случае выявления при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями  фактов, перечисленных в подпунктах  а), б) пункта 2 части 2 стать и 10 Федерального закона № 294-ФЗ, государственные инспекторы принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также в течение трех рабочих дней со дня их выявления доводят в письменной форме до сведения начальника Департамента или председателя Комитета информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.   

28. Должностное лицо Комитета разрабатывает проект распоряжения о проведении проверки в соответствии с требованиями части 2 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04. 2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 

29. Проект распоряжения о проведении проверки передается должностным лицом Комитета начальнику Департамента или заместителю председателя Комитета не позднее трех рабочих дней со дня его окончания разработки.

30. Начальник Департамента (председатель Комитета) в течение трех рабочих дней подписывает указанное распоряжение и передает должностному лицу Комитета.

31. Срок разработки распоряжения о проведении проверки должностным лицом Комитета составляет:

при подготовке к проведению плановой проверки - не более трех рабочих дней.

при подготовке к проведению внеплановой проверки - семь рабочих дня со дня возникновения основания, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

32. Результатом административной процедуры по подготовке к проведению проверки (плановой, внеплановой) является принятие распоряжения о проведении проверки.

33. При наличии оснований, предусмотренных подпунктами а), б) пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, Департамент согласует проведение внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя  с прокуратурой Томской области.

34. Подготовку заявления о согласовании и прилагаемых к нему документов осуществляет государственный инспектор, ответственный за проведение проверки, который по окончании подготовки передает указанные документы начальнику Департамента (председателю Комитета).

Начальник Департамента (председатель Комитета) в день представления на подпись заявления о согласовании:

подписывает заявление;

передает подписанное заявление государственному инспектору для регистрации и направления в прокуратуру Томской области.

Перечисленные в настоящем пункте действия осуществляются в день подписания распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки.

35. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Департаментом не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Департамент или иным доступным способом.

35-1. О проведении внеплановой выездной проверки, а также внеплановой документарной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Департаментом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Департамент.

Подготовка и направление уведомления осуществляется государственным инспектором, ответственным за проведение проверки.

 

Проведение проверки

36. Основанием для начала административной процедуры по проведению проверки (как плановой, так и внеплановой) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является наступление календарной даты проведения проверки, установленной в распоряжении о проведении проверки.

37. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки государственными инспекторами, ответственными за ее проведение в соответствии с распоряжением о проведении проверки.

38. Срок проведения каждой из проверок (плановой документарной, плановой выездной, внеплановой документарной, внеплановой выездной) не может превышать двадцать рабочих дней с даты начала проверки, указанной в распоряжении о проведении проверки.

39. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

В случае необходимости при проведении проверки, указанной в абзаце первом настоящего пункта, получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено начальником Департамента (председателем Комитета) на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на десять рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.

На период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия Департамента на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.

40. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений государственных инспекторов, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен начальником Департамента, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

41. Приостановление и (или) продление срока проведения плановой выездной проверки оформляется распоряжением, подготовку которого осуществляет должностное лицо Комитета в течение трех рабочих дней со дня возникновения основания.

42. Плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.

43. При проведении выездной проверки Департамент привлекает аккредитованные экспертные организации (юридические лица и индивидуальные предприниматели), а также экспертов - граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями и, аттестованных самим органом государственного надзора к проведению мероприятий по региональному государственному экологическому надзору в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Экспертные организации, эксперты не должны состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, а также, не должны являться аффилированными лицами проверяемых лиц. 

44. Организация и проведение проверки осуществляется государственными инспекторами в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 294-ФЗ

45. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и исполнением предписаний Департамента.

46. Порядок действий государственных инспекторов при проведении документарной проверки определяется в соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона № 294-ФЗ.

47. После издания распоряжения о проведении проверки государственный инспектор подготавливает и направляет запрос необходимых документов и (или) информации, предусмотренных перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 724-р в рамках межведомственного информационного взаимодействия в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 № 323.

48. Не позднее трех рабочих дней с начала проведения документарной проверки государственный инспектор в первую очередь рассматривает документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении Департамента, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 Федерального закона № 294-ФЗ, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя регионального государственного экологического надзора. 

49.  При наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 11 Федерального закона № 294-ФЗ, для проведения документарной проверки государственный инспектор  готовит в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки.

50.  Запрос подписывается государственным инспектором, который в течении трех рабочих дней направляет указанный документ в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка.

51. Документы, представленные юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Департамент, передаются должностным лицом Департамента государственному инспектору, ответственному за проведение проверки.

52. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.

53. Порядок действий государственных инспекторов при проведении выездной проверки определяется в соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ.

54. В случае если проведение выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, государственный инспектор в день возникновения указанных обстоятельств составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности ее проведения.  В этом случае Департамент в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки рассматривает вопрос о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Решение о проведении проверки оформляется в соответствии с пунктами 29, 30 настоящего Административного регламента. Проверка проводится в порядке, установленном пунктами 37 - 60 настоящего Административного регламента.

Информацию о невозможности проведения проверки государственный инспектор доводит до начальника Департамента (председателя Комитета) в письменной форме в виде служебной записки.

55. Если после начала проведения внеплановой проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении, начальник Департамента (председатель Комитета) в течение трех рабочих дней со дня поступления от государственного инспектора мотивированного представления принимает решение о прекращении внеплановой проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя.

56. Результатом административной процедуры по проведению проверки является составление государственным инспектором акта проверки по форме, установленной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

57. Акт проверки оформляется государственным инспектором непосредственно после ее завершения, за исключением случая, когда для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз. В этом случае акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.

58. Оформление результатов проверки осуществляется в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ.

59.    В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований государственный инспектор, проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан принять меры, предусмотренные частями 1, 2 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ.  

59-1. В случае выявлении при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и наличия у проверяемых субъектов надзора неисполненного предписания, государственным инспектором:

руководителю юридического лица, иному должностному лицу, индивидуальному предпринимателю или их уполномоченным представителям выдается новое предписание об устранении нарушений в котором (которых):

устанавливаются новые сроки устранения не выполненных к установленному сроку нарушений обязательных требований и мероприятий в области охраны окружающей среды;

 переносятся из предписания, исполнение которого проверяется, ранее выявленные нарушения, срок устранения которых не истек, при этом сохраняются ранее установленные и не истекшие сроки;

принимаются меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.   

60. Передача результата административной процедуры осуществляется в порядке, установленном частью 4 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ.

60-1. Информация о плановых и внеплановых проверках деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об их результатов и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению должностным лицом Комитета в единый реестр проверок в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415.

 В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, передача результата административной процедуры осуществляется в порядке, установленном частью 5 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ.

 В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с прокуратурой Томской области, передача результата административной процедуры осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки в порядке, установленном частью 6 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ.

 

4. ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ

АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА

 

61. Контроль за исполнением должностными лицами Департамента положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению регионального государственного надзора, а также за принятием ими решений, реализуется заместителем начальника Департамента - председателем Комитета государственного экологического надзора (далее - председатель Комитета), заместителем председателя Комитета государственного экологического надзора (далее - заместитель председателя Комитета) на постоянной основе в ходе всего процесса осуществления регионального государственного надзора.

62. Контроль за принятием решений председателя Комитета, заместителя председателя Комитета осуществляется начальником Департамента. 

63. При выявлении в ходе контроля нарушений настоящего Административного регламента или требований иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению регионального государственного экологического надзора, председатель Комитета (заместитель председателя Комитета) поручает ответственному должностному лицу принять меры по устранению таких нарушений и направляет начальнику Департамента в произвольной форме предложения о применении или неприменении мер дисциплинарной ответственности к лицам, допустившим нарушения.

 

5. ДОСУДЕБНЫЙ (ВНЕСУДЕБНЫЙ) ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ

И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ДЕПАРТАМЕНТА,

А ТАКЖЕ ЕГО ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Предмет досудебного (внесудебного) обжалования

 

64. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования могут быть действия (бездействие) должностных лиц Департамента, а также решения, принятые в ходе осуществления регионального государственного экологического надзора.

 

Исполнительные органы государственной власти Томской

области, должностные лица, которым может быть направлена

жалоба в досудебном (внесудебном) порядке

 

65. Заинтересованные лица могут направить жалобу на решение и (или) действие (бездействие):

должностного лица, руководителя структурного подразделения Департамента - начальнику Департамента;

начальника Департамента - Губернатору Томской области, заместителю Губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию.

Жалоба на решение и (или) действие (бездействие) Департамента подается в Администрацию Томской области по адресу: 634050, г. Томск, пл. Ленина, 6 и рассматриваются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации».

 

Порядок подачи и рассмотрения жалобы

 

66. Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Департамента, а также принята при личном обращении заинтересованного лица в Департамент.

67. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является поступление от заинтересованного лица жалобы в Департамент.

68. Жалоба, поступившая в Департамент в письменной форме, должна содержать:

1) наименование Департамента либо фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) должностного лица, либо должность лица;

2) фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) заинтересованного лица, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;

3) суть жалобы;

4) дату и личную подпись.

68.1 Жалоба, поступившая в Департамент в форме электронного документа, должна содержать:

1)  фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии);

2) адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.

69.  В случае необходимости в подтверждение своих доводов заинтересованное лицо прилагает к жалобе документы и материалы либо их копии.

70. Жалоба рассматривается председателем Комитета за исключением случаев обжалования его собственных решений и (или) действий (бездействия). В случае обжалования решений и действий (бездействия) председателя Комитета жалоба рассматривается начальником Департамента.

71.  При рассмотрении жалобы должностные лица Департамента:

1) обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости - с участием заинтересованного лица;

2) запрашивают, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заинтересованного лица.

 

Сроки рассмотрения жалобы

 

72. Жалоба, поступившая в Департамент в соответствии с его компетенцией, рассматривается в срок, не превышающий календарных 30 дней со дня регистрации такой жалобы должностными лицами Департамента.

73. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», должностные лица Департамента вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 календарных дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заинтересованное лицо. Продление срока рассмотрения жалобы удостоверяется резолюцией начальника Департамента или председателя Комитета в соответствии с разграничением полномочий, установленным пунктом 70 настоящего Административного регламента.

 

Результат досудебного (внесудебного) обжалования

 

74.  По результатам рассмотрения жалобы должностные лица Департамента:

1) в срок, установленный пунктом 72 настоящего Административного регламента, дают ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

2)   уведомляют заинтересованное лицо о направлении его жалобы на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией в течение пяти дней со дня ее направления.

75.  Ответ на жалобу подписывается начальником Департамента или председателем Комитета в пределах предусмотренного пунктом 72 настоящего Административного регламента срока в соответствии с разграничением полномочий, установленным пунктом 70 настоящего Административного регламента.

 

 

 

 

 

БЛОК-СХЕМА

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ДЕПАРТАМЕНТОМ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

НАДЗОРА

 

Подготовка к проведению проверки (плановой, внеплановой)             

 

 

 

Проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями

 

 

 

Принятие распоряжения о проведении проверки и уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

 

 

 

Согласование с органами прокуратуры (в случаях, предусмотренных пунктом 33 Административного регламента осуществления Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей Томской области регионального государственного экологического надзора)

 

 

 

Проведение проверки (документарной, выездной)

 

 

 

Отсутствие нарушений

 

Наличие нарушений

 

 

 

Составление акта проверки

 

1. Составление акта проверки;

2. Выдача предписания по устранению выявленных нарушений